Новости Fashion Style Russia

Виктория Андреянова: Авторское право на вещь возникает уже в момент публикации эскиза

В России проблема авторского права в моде становится все более актуальной, и особенно активно тема зазвучала в последние годы, заявила российский художник-модельер, основатель и глава собственного дома моды Виктория Андреянова.

Причем, рассказала дизайнер, в различных сегментах положение дел выглядит достаточно разнородным. Например, в случае с разработкой форменной одежды регистрация авторского права уже является общепринятой нормой, тогда как в fashion ситуация до конца так и не урегулирована.

В качестве примера Виктория Андреянова привела разработку формы для компании «Аэрофлот». «В 2003 году дом моды выиграл тендер на создание формы для «Аэрофлота». До этого у компании была сложная ситуация с оформлением авторского права на дизайн, в рамках которого она понесла достаточно серьезные расходы. И естественно, что разработка формы шла уже с учетом регистрации авторского права. Это стало уроком, в том числе, и для меня, с тех пор все свои последующие работы на уровне даже коммерческого предложения я всегда регистрирую», – рассказала дизайнер.

«В дизайнерской среде фактически каждый раз при создании коллекции нужно доказывать свое право на модели. Причем многое зависит от компании. В известных домах моды этот вопрос решается: юристы в определенный момент вступают в переговоры и предоставляют полную информацию, как и что нужно оформлять документально. А есть бренды, которые сложно назвать брендами. Да, они также принимают участие в показах и выставках. Но никаким авторским правом они себя не утруждают. Более того, доходит до абсурда: в сезон просто скупают на рынке все, что, как им кажется, соответствует трендам, а в дальнейшем отпарывают чужие лейблы, выставляя модели как свои. Был прецедент, когда на одной из выставок я нашла несколько своих вещей. Это стало потрясением!» - рассказала спикер.

Да, подтверждает Виктория Андреянова, оформление авторских прав, как правило, требует расходов. Но это может защитить дизайнера в дальнейшем, особенно в случае выхода на внешние рынки.

«Мода - скоропортящийся продукт. И тратить много времени на согласование каждой модели просто невозможно. В сезон я разрабатываю 120 моделей. Два сезона в год – это 240 моделей. Это сложно запатентовать. Но определенная работа в этом направлении все равно нужна. Я уверена, что авторское право на модель возникает с момента появления опубликованного эскиза. Когда ты публикуешь, ты уже автоматически становишься автором модели», – полагает Виктория Андреянова.

В рамках конгресса патентно-правовая фирма «А.Залесов и партнеры» провела круглый стол на тему «Индустрия моды и дизайна и интеллектуальная собственность». К участию были приглашены представители Роспатента и Евразийского патентного ведомства, которые рассказали о существующих на сегодняшний день возможностях для заявителей защитить внешний вид объектов при помощи российской и евразийской патентной систем. Помимо этого в круглом столе приняли участие представители индустрии моды и дизайна: Вадим Мерлис, Александра Сакаева, которые поделились своими взглядами и опасениями по поводу охраны авторских прав.