Новости Fashion Style Russia

Как нейросети уже помогают ритейлу: российский опыт

«Яндекс» и «Яков и Партнеры» подсчитали, что эффект от внедрения искусственного интеллекта в России может достичь 4,2–6,9 трлн рублей к 2028 году. Нейросети уже не просто создают контент, они меняют онлайн-маркетинг.

Эксперты «Яков и Партнеры» и «Яндекса» опросили технических директоров крупнейших российских компаний в 15 ключевых для экономики индустриях. 20% респондентов признались, что уже используют генеративный искусственный интеллект в различных бизнес-функциях, 12% выявили приоритетные функции и сценарии для внедрения технологии, а 27% — точечно экспериментируют с нейросетями.

Какие перспективы у нейросетей в fashion-ритейле?

Своим мнением делятся с «РБК трендами» эксперты маркетинга и представители крупных корпораций.

Агентство digital-маркетинга icontext с помощью ИИ на начальных этапах готовит исследовательскую и аналитическую базы, проводит конкурентный анализ и проверяет креативные концепции. На этапе внедрения агентство включает решения по автомаркировке рекламных материалов с использованием машинного обучения и тестирует подходы к маркетинговому прогнозированию. Агентство пользуется ChatGPT, Сlaude, Midjourney, YandexART, YandexGPT, «Шедеврум» и GigaChat». По подсчетам icontext, нейросети могут экономить бизнесу до 1,2 млн рублей в фонде оплаты маркетологов и копирайтеров.

В холдинге Х5 использовали нейросеть, чтобы создать портреты покупателей магазинов «Пятерочки» и «Перекрестка» в разных регионах страны. В основу положили обезличенные данные о среднем чеке, возрасте, поле, знаке зодиака, а также предпочтениях в еде у пользователей программы лояльности «Х5 Клуб» из 67 регионов России. В торговой сети «Пятерочка» алгоритмы ИИ применяются для автоматической закупки рекламы. Инструменты Machine Learning помогают быстро обрабатывать и анализировать результаты рекламных кампаний. В среднем это повышает эффективность работы менеджеров по рекламе до 30%.

В сети «Вкусвилл» искусственный интеллект используют для более точной работы с аудиторией. Например, компания запустила чат-бот, который советовал покупателям, что им сегодня съесть из продукции магазина, основываясь на их предпочтениях. ИИ помогает «Вкусвиллу» анализировать клиентов и окупаемость инвестиций в рекламу.

Генеративный искусственный интеллект — это в том числе нейросети, создающие различный контент, например изображения, видео или музыку. Они помогают бизнесу создавать тексты и картинки для рекламных объявлений. Причем дизайн объявлений персонализируется, чтобы повысить вероятность клика по рекламе и совершения покупки. По данным «Яндекса», сегодня каждый десятый рекламодатель в «Яндекс Директе» использует иллюстрации, автоматически созданные с помощью нейросети YandexART. Добавление генеративных изображений в кампании в дополнение к собственным креативам может поднять количество целевых действий на 10–15%.

Использование ИИ не означает отказ от работы дизайнера. Но работая в связке с генеративной моделью, такой специалист сможет снизить число рутинных операций и освободить значительное количество времени на более глубокие задачи.

Российские компании чаще всего используют генеративные нейросети в маркетинге и продажах — на них приходится 66% внедрений. На втором месте (54%) сфера клиентского сервиса. За ней идет область исследований и разработок — 49%, а также информационные технологии — 31%.

Валерий Стромов, технический директор «Яндекс Рекламы», говорит, что нейросети помогают формировать более полный портрет целевой аудитории и находить для компаний самые неожиданные сегменты потребителей, что повышает уровень персонализации, а с ним — и конверсии в покупку.

«В 2023 году рекламодатели «Яндекс Директа» получили на 30% больше конверсий по прежней цене — во многом благодаря нейросетям, - приводит цифры Валерий Стромов, - Это значит, что компании получили на треть больше звонков и покупок без увеличения бюджета. Рекламодателю достаточно определить цель и ее ценность для бизнеса, а дальше алгоритмы начинают управлять ставками в аукционе автоматически в режиме реального времени, оптимизируя кампанию под заданную цель и генерируя конверсии по необходимой стоимости. Сейчас более 70% бюджетов рекламодателей «Яндекс Директа» уже управляются нейросетями».

Косвенно ИИ-инструменты могут влиять и на другие показатели — от NPS (индекса потребительской лояльности) до репутационных метрик. Например, нейросети умеют обрабатывать открытые комментарии клиентов и распознавать узконаправленные «боли», о которых не знает бизнес. Это позволяет быть ближе к пользователям, быстро реагировать на изменения и предотвращать возможные потери.